Получить вебинар «Как правильно ставить цели и эффективно достигать их»

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
13
Июл

Активное слушание. Что это такое и для чего оно надо?

Главная » Путь к успеху » Активное слушание. Что это такое и для чего оно надо?

Добрый день, друзья!

В предыдущей статье мы очень подробно разбирали секрет успеха от Альберта Эйнштейна, одной из важнейших составляющих которого является умение слушать собеседника. Я решил не откладывать дело в долгий ящик и уже сегодня подробно рассказать о том, что же это такое — активное слушание.

Те, кто постоянно читают этот блог, знают, что совсем недавно я проходил обучение у эксперта в системном развитии личности и бизнеса Ицхака Пинтосевича в он-лайн программе «Новый Код Коучинга», о чем достаточно подробно рассказывал в нескольких статьях.

Так вот, во время первого же вебинара Ицхак уделил активному слушанию много внимания, потому что без него просто-напросто невозможно установить контакт с клиентом и помочь ему в решении его задач. Но, что самое интересное — это то, что активное слушание очень полезно не только для коучей, а практически для всех как высокоэффективный навык для успешной жизни. Используя который мы можем очень результативно общаться с людьми и включать их в достижение своих целей.

Вот здесь я уже рассказывал о формуле успеха от Ицхака, в которой наряду с постановкой целей важнейшую роль играет и «включение» людей в достижение наших планов.

Ну а теперь, после такого вступления самое время разобраться: так, что же все-таки такое активное слушание. Предлагаю Вашему вниманию хорошую статью на эту тему, позаимствованную мною с сайта Школа жизни.

Активное слушание, согласно одному из определений, – это искусство понимания собеседника. Чем оно отличается от обычного слушания? Тем, что мы реально пытаемся понять, о чем хочет поведать собеседник. Для этого нам нужно:

– стимулировать его высказываться, чтобы получить достаточно информации;
– в ходе беседы проверять, верно ли мы поняли сказанное;
– дать собеседнику знать, что он понят, и понят правильно.

Прежде всего, нужно проявить заинтересованность. Собеседник должен вести не монолог (когда он говорит, а вы как бы слушаете – а возможно, думаете о своем), а диалог. Поддержите разговор. Только помните о вашей цели: понять собеседника, а не выразить свое отношение к сказанному им. Это можно сделать после, когда вы максимально точно поймете позицию другого.

Проще всего участвовать в беседе с помощью поддакиваний, «агаканий», «угуканий», а также невербальных сигналов: кивков, жестов. Не забывайте о взгляде, ведь это мощнейший невербальный фактор! Периодический контакт глаз продемонстрирует собеседнику вашу включенность в процесс общения. Только делать это нужно не механически. Выскажу банальную, но не всем очевидную мысль, что если собеседник и обсуждаемая тема вам неинтересны, полезнее научиться незаметно менять тему или тактично избавляться от необходимости общаться с неинтересным вам человеком.

Конечно, невербальные проявления собеседника нужно отслеживать столь же тщательно, как и его слова. Из интонации, мимики, жестов можно извлечь полезнейшую информацию об отношении говорящего к тому, что он говорит. Когда вы станете прояснять понятое, вы сможете использовать эту информацию.

Вот мы и подошли к следующему приему: прояснению, уточнению. Обратная связь служит не только для демонстрации вашей включенности в разговор, стимула говорить дальше, но и помогает собственно пониманию. Самое простое – задавать уточняющие вопросы: «Вы хотите сказать…», «Правильно ли я понял, что…». При этом вы отзеркаливаете, возвращаете говорящему данную им же информацию, перефразируя ее своими словами. Переформулируя, вы сами лучше понимаете смысл и то, как вы поняли, представляете собеседнику, типа: «Правильно ли я понял…»

Формулируя своими словами, тем не менее, старайтесь говорить на языке собеседника. Отзеркаливая сказанное им, старайтесь вложить в слова именно тот смысл, что ваш собеседник. Разумеется, для этого вам придется постараться действительно понять истинный смысл его речи. Иначе может оказаться, что вы одними и теми же словами говорите о разных вещах. И главное: никаких оценочных суждений! Сейчас ваша задача – слушать, а не выражать свое отношение ни к позиции собеседника, ни к его личности, и неважно, положительное это отношение или отрицательное. Цель активного слушания – не осудить и не одобрить, не поддержать и не оспорить. Цель – понять.

В принципе, можно прояснять, уточнять и эмоциональное состояние, эмоциональные реакции собеседника и давать понять, что вы их замечаете. Например: «Кажется, вам не по душе происходящее…», «Я понимаю ваше состояние»… Но необходимость и допустимость этого зависит от конкретной ситуации, в частности, от ваших взаимоотношений.

Иногда обоснованно продолжать фразы собеседника, заканчивать его предложения – особенно если он замялся. Но эта рекомендация далеко не универсальна! В случае заминки можно помочь собеседнику не продолжением за него, а наводящим вопросом. А можно промолчать, но продемонстрироватьзаинтересованность невербально: переведя взгляд на собеседника, чуть подавшись к нему. Помните, что наводящие вопросы должны способствовать пониманию, а не мешать. Слишком частые вопросы могут раздражать собеседника, сбивать его с мысли – особенно если вопросы не столько уточняют уже сказанное, сколько уводят разговор в сторону.

С другой стороны, важно задать уточняющий вопрос вовремя, особенно если ваше непонимание затруднит дальнейшее восприятие информации. Ведь смысл активного слушания – не в том, чтобы проявить вежливость и создать иллюзию участия в разговоре, а в том, чтобы действительно понять друг друга. И помните, что правильно поставленный вопрос уже содержит половину ответа. Вопросы могут быть закрытыми (когда возможен только ответ «да» или «нет»), открытыми (начинающиеся словами почему, кто, где, как и задающие направление для развернутого ответа, если нужно получить подробную информацию, поддержать и развить беседу, стимулировать собеседника высказываться), альтернативными (предлагающими сделать выбор из нескольких предложенных вами вариантов).

В ходе беседы можно периодически резюмировать услышанное, подводить итог некоей части разговора, кратко уточнять основные мысли. Это позволяет:

– сверять воспринятое вами с тем, что хотел донести собеседник;
– разбивать информацию на логические «блоки».
Резюмировать можно и всю полученную информацию, кратко изложив ее смысл своими словами и обязательно получив обратную связь от собеседника. Ведь кто, как не он, подтвердит, что понят правильно?

И еще одно пожелание: не переусердствуйте. Обратная связь – штука хорошая, но только если она органична и незаметна. Иначе наши «агакания» и «поддакивания» вызовут раздражение, и хорошо, если собеседник прямо укажет на это и попросит «прекратить активно слушать». По опыту скажу, что такое случается.

И в завершение – анекдот о технике отзеркаливания. Чтобы не воспринимать все вышесказанное слишком серьезно и помнить, что это – лишь техника, значение которой не нужно переоценивать.

Клиент:
– Мне все время грустно, ничто меня не радует.
Психотерапевт:
– Вам все время грустно, ничто вас не радует.
Клиент:
– Мне кажется, что вся моя жизнь абсолютно бессмысленна.
Психотерапевт:
– Вам кажется, что вся ваша жизнь абсолютно бессмысленна.
Клиент:
– Мне остается только покончить с собой.
Психотерапевт:
– Вам остается только покончить с собой.
Клиент подходит к окну, раскрывает его и выпрыгивает.
Психотерапевт:
– Бац.

А сама статья на сайте Школа жизни размещена вот по этому адресу.

На сегодня все!

До скорых встреч!

Кстати, если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями, нажав кнопочки социальных сетей ниже.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
   

Навигация

Следующий пост:

Оставить свой комментарий

Twitter

Видео

  • Татьяна: Самоорганизация в достижении мечты — самое главное, но и самое сложное.. Но, начав и почувствовав...
  • Татьяна: Как точно подмечено! Ничего в жизни не сдвинется с мертвой точки, если нет веры! Именно вера и стремление...
  • Александра: С первых глав на меня напал скепсис,какая-то сказка, а я рассчитывала на серьезное произведение. Но...
  • avtrunov: Добрый день, Саша! Большое спасибо, что заметили. Все исправил.
  • саша: Добрый день. Исправьте, пожалуйста, имя автора книги в вашей статье.
Post-Plugin Library missing

Контроль

Favicon Plugin made by Cheap Web Hosting